Почти все электродвигатели можно вращать в одну или другую сторону. Это часто бывает необходимо, особенно при проектировании различных механизмов, например, систем закрытия и открытия ворот. Обычно направление движения вала с завода указано на корпусе мотора, который считается прямым. В этом случае закрутка в другом направлении будет обратимой.
Что такое реверс
Проще говоря, разворот — это изменение направления движения любого механизма в сторону, противоположную выбранному основному. Обратную модель можно получить несколькими способами:
- Электрический.
- Механик
В первом случае за счет переключения зацеплений шестерен, соединяющих ведущий вал с ведомым валом, последний поворачивается в обратном направлении. Все трансмиссии работают по этому принципу.
Электрический метод подразумевает прямое воздействие на сам двигатель, где электромагнитные силы участвуют в изменении движения ротора. Этот метод выгоден тем, что не требует сложных механических преобразований.
Чтобы добиться противоположности электродвигателю, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая называется так: обратная схема двигателя. Он будет разным для разных типов электрических машин и напряжения питания.
Где применяется реверс
проще перечислить случаи, когда не используется реверс. Практически вся механика построена на передаче крутящего момента по часовой стрелке и наоборот. Это включает:
- Спецтехника: крановое оборудование, лебедки.
- Станки: расточные, токарные, фрезерные.
- Робототехника.
- Элементы автоматики.
- Бытовая техника: стиральные машины, аудиоплееры.
- Транспортные средства.
- Электроинструменты: двусторонние дрели, отвертки, гаечные ключи.
Ситуация, с которой на практике чаще всего сталкивается нормальный человек, — это необходимость собрать схему для подключения задней части асинхронного двигателя переменного тока или коллекторного двигателя постоянного тока.
Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс
Схема асинхронного подключения в прямом направлении имеет определенную последовательность подачи фаз A, B, C на контакты двигателя. Его можно изменить, например, добавив переключатель, который менял местами любые две фазы. Таким образом получается обратная схема электродвигателя. В практических схемах такие фазы считаются B и A.
Дополнительное оборудование:
- Станция на три кнопки, где два контакта имеют нормально разомкнутое положение (в исходном состоянии контакт не проводит ток, при нажатии кнопки цепь замкнута), один нормально замкнут.
- Магнитные пускатели (КМ1 и КМ2).
Схема работает следующим образом:
- Вал двигателя начинает вращаться в основном направлении.
- При нажатии кнопки «Далее» ток течет к катушке соленоида контактора 1, которая притягивает якорь силовыми контактами. При этом нарушена цепь управления контактором 2, теперь невозможно включить его кнопкой «Реверс».
- При нажатии кнопки «Реверс» аналогичные процессы происходят только в цепи контактора 2. Вал двигателя будет вращаться в направлении, противоположном основному.
- При нажатии кнопки «Стоп» ток в цепи обмотки управления отключается, электромагнит отпускает якорь, силовые контакты размыкаются, замыкающий контакт кнопки «Реверс» замыкается и теперь можно нажимать.
- При включении автоматических предохранителей AB1 (линия питания), AB2 (цепь управления) ток течет к трехкнопочному переключателю и к клеммам магнитных контакторов, изначально разомкнутых.
Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс
В этом случае можно добиться обратного движения коленчатого вала, если есть возможность доступа к выводам его пусковой и рабочей обмоток. Эти двигатели имеют 4 выхода: два для пусковой обмотки, подключенных к конденсатору, и два для рабочего.
Если информации о назначении обмоток нет, ее можно получить, позвонив. Сопротивление пусковой обмотки всегда будет больше рабочей обмотки за счет меньшего сечения провода, которым она намотана.
В упрощенном варианте схемы подключения двигателя 220 В он подается на рабочую обмотку, один конец пусковой обмотки по фазе или нулю сети (без разницы). Мотор начнет вращаться в определенном направлении. Для получения обратной схемы необходимо отсоединить конец пусковой обмотки от контакта и подключить туда другой конец той же обмотки.
Чтобы получить полную и работающую схему подключения, вам понадобится оборудование:
- Почта кнопочная.
- Защитная машина.
- Электромагнитные контакторы.
Обратная и прямая цепь в этом случае очень похожа на схему подключения для трехфазного двигателя, но переключение здесь происходит не между фазами, а пусковой обмоткой в ту или иную сторону.
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
Поскольку у трехфазного асинхронного двигателя не будет двух фаз, их нужно компенсировать конденсаторами — пусковыми и пусковыми, на которые переключаются обе обмотки. Скручивание вала в ту или иную сторону зависит от того, куда подключить третий.
На схеме ниже видно, что обмотка № 3 подключена через рабочий конденсатор к трехпозиционному тумблеру, отвечающему за прямой / обратный режимы работы двигателя. Два других его контакта совмещены с обмотками 2 и 1.
При включении двигателя необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Переведите выключатель питания в положение ON).
- Переместите тумблер, чтобы переключить режимы работы в прямое или обратное (обратное) положение).
- Нажмите кнопку «Пуск» не более трех секунд, чтобы запустить двигатель.
- Подайте питание на схему через вилку или выключатель.
Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока
Двигатели постоянного тока подключить немного сложнее, чем электрические машины переменного тока. Сложность заключается в том, что конструкции таких устройств могут быть разными, а точнее — разным способом возбуждения обмотки. Исходя из этого, различают двигатели:
- Самовозбуждения (бывают последовательными, параллельными и смешанными соединениями).
- Самостоятельный способ возбуждения.
Что касается устройств первого типа, то здесь якорь не связан с обмоткой статора, каждое из них питается от своего источника. Этим достигается огромная мощность двигателей, используемых в производстве.
В станках и вентиляторах используются двигатели с параллельным возбуждением, где источник энергии одинаков для всех обмоток. Электромобили построены на основе последовательного возбуждения обмоток. Смешанное возбуждение встречается реже.
Во всех описанных типах моделей двигателей возможен запуск ротора в направлении, противоположном главному ходу, то есть в обратном направлении:
- В других вариантах возбуждения машин рекомендуется использовать для инверсии только обмотку якоря. Это связано с опасностью разрыва статора, скачка электродвижущей силы (ЭДС) и, как следствие, повреждения изоляции.
- При последовательной схеме возбуждения не имеет значения, где изменить направление тока в якоре или статоре: в любом случае двигатель будет работать стабильно.
Запуск мотора схемой звезда-треугольник
При прямом пуске мощных трехфазных электродвигателей с использованием обратной схемы управления в сети возникают перепады напряжения. Это связано с протекающими в это время большими пусковыми токами. Для уменьшения значения тока используется постепенный пуск двигателя со звезды на треугольник.
Суть в том, что начало и конец каждой обмотки статора подводятся к клеммной колодке. Схема управляется тремя контакторами. Они включают обмотки в звезду шаг за шагом, а затем, когда двигатель ускоряется, они приводят систему в рабочее состояние при подключении к треугольнику.
Как отличить реверсивный пускатель от прямого
Реверсивный стартер — более сложное устройство. Действительно, он состоит из двух обычных пускателей прямого пуска, причем последние объединены в одном корпусе. Внутренняя схема реверсивного устройства отличается тем, что невозможно запустить сразу два режима: прямой и реверсивный. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.
В заключение
Следует помнить, что подключать двигатели трехфазного напряжения к сети 380 В могут только квалифицированные специалисты, которым разрешено работать с высоковольтным оборудованием. Изготовленные вручную электрические схемы могут стать причиной поражения электрическим током!