Так называемый якорь Данфорт, благодаря своим характеристикам и простоте изготовления, является одним из самых популярных решений для опытных рыбаков и любителей активного отдыха на воде. В соответствии с действующими правилами любое плавучее судно должно быть оборудовано устройством для удержания судна. Заводское изделие такого типа — удовольствие очень дорогое. Поэтому большинство рыбаков и владельцев лодок и яхт предпочитают делать эти вещи своими руками. Конструкции якорей Дэнфорта общедоступны. А имея в гараже сварочный аппарат и несколько кусков листового металла, можно сделать анкер, который по своим характеристикам не будет уступать заводским аналогам. В статье дана сравнительная характеристика существующих типов устройств для обслуживания корабля и даны рекомендации по их выбору.
Исторические сведения о якоре Дэнфорта
Своим появлением устройство такого типа обязано не изобретательному рыбаку, а работе группы ученых, работавших на ВМС США. Они разработали несколько типов якорей, которые прошли серьезные испытания специальной комиссией морских офицеров.
События произошли после Второй мировой войны. Утром апреля 1948 года с военно-морской базы недалеко от Сан-Франциско отбыл буксир с представителями военных и различных судоходных организаций США. Отойдя достаточно далеко от берега, корабль повернул против течения. Последовала серия экспериментов. К цепи был прикреплен динамометр, что позволяло определить максимальное усилие, которое может выдержать изделие.
Якорь Данфорта подвергался испытаниям последним, так как в нем была малейшая надежда. Однако результаты были сенсационными. Этот дизайн превзошел все ожидания. Последующие испытания в различных условиях и на различных участках показали безусловное преимущество якоря Данфорт перед другими типами устройств удержания судов. В настоящее время подобными устройствами оснащены все морские и речные суда.
Требования к конструкции
Якорь должен прочно удерживать лодку на поверхности водной глади независимо от каких-либо трудностей и погодных условий. Хорошее удерживающее устройство на судне может спасти жизнь всего экипажа в экстремальных ситуациях. Этот показатель достигается благодаря удачному и продуманному дизайну продукта. Однако в некоторых случаях способность якоря удерживать лодку или яхту достигается за счет увеличения массы последней. Такой подход в корне неверен и порождает целый ряд проблем.
Еще одно важное требование — возможность легко отцепить устройство для удержания лодки в случае сцепки.
Важное место среди требований к анкерным механизмам занимает компактность и способность противостоять коррозии (особенно в морской воде).
Важность каждого из этих требований следует обсудить отдельно.
Способность к оказанию значительного сопротивления
Многие начинающие и неопытные рыболовы ошибочно полагают, что в качестве якорного устройства можно использовать любую тяжелую бланк. Это глубочайшая иллюзия, и они убеждаются в этом при первом же выходе из воды. А ведь какие уловки и изобретения идут не так, как надо! Используются тяжелые камни, аксессуары и прочее. Но все напрасно! После первого сильного порыва ветра лодку начинают утилизировать, а дно бассейна загрязняется различными отходами. После ажиотажа настроение падает, силы заканчиваются и времени на рыбалку нет. По этой причине необходимо иметь обычное устройство для пломбирования лодки. Это также позволит избежать неприятных слушаний с инспектором по доставке и уплаты значительного штрафа.
Минимальное усилие для выбора якоря и для высвобождения в случае зацепления, компактность устройства
Агрегат должен быть легким и компактным. Якорь Danforth максимально соответствует этим критериям.
Рыбаки, да и только те, кто любит прогулки на водном транспорте, очень часто меняют место дислокации в поисках «рыбного» места. Сложно даже представить, как человек устанет после цикла парковки тяжелым камнем или другим тяжелым предметом.
Якоря, ловящие коряги или крупногабаритные бытовые отходы, которых хватает на дне бытовых емкостей, случается очень часто и с завидной регулярностью. Оно того стоит. И терять его крайне нежелательно. Вот почему изделие должно быть оснащено устройством, позволяющим легко и свободно освобождать его из плена.
Коррозионная стойкость якоря
Это важное требование. Якоря из обычных черных металлов, особенно в агрессивных средах (морская вода), очень быстро изнашиваются. Такое устройство может прослужить несколько лет, но при этом будет выглядеть просто ужасно. По этой причине рекомендуется изготавливать небольшие анкеры (Danforth и другие типы) из нержавеющей стали. Высокохромистые стали дороги, но они того стоят.
Некоторым рыбакам удается покрыть якоря из обычной стали слоем цинка или даже никеля. Такая мера несколько отсрочит процесс разрушительной коррозии, но со временем жуки ржавчины покрывают поверхность изделия.
Требования к канатам
В отличие от требований к самим якорям, с веревкой все довольно просто. Таким образом, любая синтетическая струна идеальна. Чтобы удержать лодку на поверхности реки или озера, достаточно троса диаметром шесть миллиметров. Однако такая веревка порежет руки при выборе якоря. Поэтому даже лучше использовать конец диаметром не менее десяти миллиметров.
Инструмент и комплектующие для изготовления устройства для удержания судна в домашних условиях
Якорь такой конструкции имеет относительно простую конструкцию, что позволяет сделать достойную копию в гаражной мастерской. Все, что вам для этого понадобится, — это набор инструментов и необходимые материалы.
Прежде всего, вам понадобится хорошая и надежная веревка достаточной длины. На больших кораблях якорь удерживается стальными цепями, но обычная веревка отлично подойдет для удержания небольшой лодки.
Также вам понадобится листовой материал. Лучше, если это будет нержавеющая сталь, так как такой анкер прослужит намного дольше. Однако, с другой стороны, нержавеющая сталь менее подвержена обработке и сварке, поэтому изготовление устройства для удержания лодки из этого материала потребует гораздо больше времени и усилий.
Также понадобится стальной пруток (из которого будет сделан крепеж к анкерному тросу Данфорта), полая металлическая труба длиной 30 сантиметров.
Технология изготовления
Первым делом нужно согнуть проволоку и сформировать веретено. Чтобы шпиндель в процессе работы не гнулся произвольно, его концы привариваются. Это простое решение позволит удерживать детали анкера и значительно облегчит дальнейшую работу.
Далее с помощью сварочного аппарата крепится брус, упор, а к ножкам привариваются ребра. Эти ребра необходимы для значительного повышения надежности всей конструкции.
Расчеты, геометрия и чертежи якоря Дэнфорта
Конструктор запатентовал свое изобретение. Документ от 15.07.1941 г содержит сведения о конструктивных особенностях и геометрии якоря. Основные из них следующие:
- Идеальное соотношение параметров получается, когда площадь сопротивления заземления составляет 60% от общей площади устройства. Этот показатель не может быть меньше 40%, так как эксплуатационные характеристики такого анкера будут крайне низкими.
- Наклон лапы изделия не может превышать 75 градусов. В противном случае якорь не будет держаться в земле.
- Угол атаки напрямую зависит от того, какая часть площади ножки изделия лежит за осью вращения. Если это значение составляет 35% поверхности анкерных опор и более, угол может принимать значения от 30 до 50 градусов. Если площадь лапы за осью вращения составляет менее 35% площади лапы изделия, размеры устанавливаются так, чтобы угол атаки составлял 40-60 градусов. Если анкер предназначен для работы на твердых песчаных почвах, он должен иметь минимальный угол атаки (40 градусов). Если устройство работает на илистом болотистом дне, угол атаки увеличивается. Это обстоятельство следует учитывать при проектировании и изготовлении таких устройств. Если точно не известно, в каких условиях устройство будет работать (изготовлено для дальнейшей реализации), этот показатель обычно составляет 50 градусов.
- Важным параметром якоря Данфорта является расстояние между ногами (точнее, между их центрами). При проектировании и производстве такой продукции необходимо стремиться к тому, чтобы этот показатель имел минимальное значение. Это снизит значение возникающей пары сил.
Форма лап
Если вы проанализируете конструкции и размеры якоря Данфорта, вы заметите значительные различия в форме лам и других элементов. Геометрия опор зависит от угла падения на землю, принимаемого устройством для удержания лодки. Чем они длиннее, тем больше угол атаки. Полки могут составлять от 55 до 70 процентов длины анкерного стержня. Это требование должно выполняться, если за осью вращения находится не более 35 процентов поверхности стопы. Если этот показатель больше, то их длина может составлять 55 процентов и более.
Нет единого мнения о наиболее выгодной форме якорных опор Данфорта. Отзывы владельцев лодок и лодок иногда противоречивы. Согласно научным подсчетам, наиболее выигрышной является треугольная форма. При этом для их изготовления следует использовать тонкостенные листы из прочного сплава с хромом и другими примесями марок стали.
Оптимальная длина штока
При изготовлении изделия в домашних условиях очень важно правильно подобрать длину стебля. Описание якоря Данфорта было составлено умными инженерами, которые уделили особое внимание этой детали, осознавая ее важность.
Если стебель будет слишком коротким, устройство не будет «грызть» землю. Он просто скользит на дно, когда лодку уносит течением. Подсчитано, что длина штанги должна быть не менее двух расстояний между геометрическими центрами ног устройства для удержания лодки.
Как правильно использовать якорь?
Человек, который только что купил лодку и только планирует свое первое плавание, может ошибочно полагать, что процесс стыковки чрезвычайно прост. Можно с уверенностью сказать, что такой рыбак будет поражен. Якорная стоянка отнюдь не простое дело, требующее определенных навыков, умений и знаний со стороны рыбака или моряка.
Для начала нужно надежно прикрепить конец троса к фиксирующему кольцу якоря. Для этих целей целесообразно использовать специальный морской отряд. В противном случае вы можете потерять свое устройство.
Рядом с опорами якоря есть второе кольцо. К нему необходимо привязать трос с буем. Длина троса должна быть больше глубины у якоря лодки, иначе буек утонет. Этот буй поможет «спасти» устройство при обрыве якорного троса или при зацеплении за корни растений и камни.
Достигнув места, где планируется остановка, удерживающее устройство сбрасывается в море. Какое-то время лодка уносится течением и будет двигаться боком, пока якорь не достигнет дна и не «укусит» его. Так вы можете тянуть веревку вверх.
Недостатки, присущие конструкции
Любое инженерное решение имеет свои недостатки. Вы уже можете увидеть некоторые недостатки в его конструкции по фотографии, сделанной Дэнфортом. Их следует кратко обсудить, чтобы читатель мог взвесить все «за» и «против» выбора морского тюленя.
Пожалуй, одним из главных недостатков малых анкеров этого типа является их непригодность для использования на дне, засыпанном крупными камнями. Атака такого устройства на каменистое дно всегда малоэффективна. Небольшие категории якорей Danforth (4 кг и более) сильно уносятся течением. Таким образом, устройство опускается в совершенно неожиданном месте.
И обратная сторона… Даже несущественный по весу и габаритам якорь Данфорт хорошо и надежно зафиксирует лодку из ПВХ, если дно будет мягким и грязным. Работая одними руками, такое приспособление вытащить довольно сложно. В этом случае лодка будет сильно раскачиваться и даже может опрокинуться.